Преступник, вор или убийца, нарушивший общинные и племенные нормы, изгонялся из общины, назывался изгоем и даже «волком». На него не распространялись общинные отношения взаимопомощи, каждый имел право убить изгоя. Однако покровительство людям, лишившимся поддержки своей общины, стали оказывать князья. В «Русской правде» вира, уплачиваемая за убийство изгоя, равна вире за убийство княжеского дружинника. Дело здесь не только в том, что князь получал новые доходы, вмешиваясь в родовые и общинные конфликты. С образованием новой, государственной власти сами общинники покидали свои общины и поступали на службу к князю, в его дружину.
Князь и его дружинники стали осуществлять суд и расправу – те правовые функции, которые при родоплеменном строе принадлежали родовым старейшинам. Первые русские князья, согласно летописному преданию, были призваны словенами новгородскими и другими племенами, чтобы они правили «по ряду, по праву». «Ряд», порядок князь должен был соблюдать по договору, который он заключал с подвластными ему племенами, народом. В соответствии с этим договором правитель « суды судили и ряды рядил». Само решение о выборе или приглашении князя принималось на вече – совещании, совете племен, как об этом рассказывают русская летопись и чешская хроника. Но князья и новая государственная власть не следовали традиционным племенным законам. Княжеская дружина основывалась не на кровнородственных связях – недаром само слово «дружина» значит уже не «родственники», а «друзья». В княжеских дружинах служило много иноплеменников – варягов, тюрков. Князьям не просто было заменить традиционное (обычное) право государственным. Этот процесс сопровождался многочисленными конфликтами, описанными, в частности, русской летописью. После одного из таких конфликтов новгородцев с княжескими дружинниками варягами, кормившимися в Новгороде. Ярослав Мудрый дал новгородцам первый писаный закон – «Русскую правду».
В «Русской правде» сохранилось немало старинных норм, но были и статьи, которые специально охраняли собственность княжеских дружинников – оружие, коня, рабов. Записанный закон был единым для всего государства, в отличие от устных правовых норм, принятых в каждой общине. Не даром князья так заботились о распространении письменности. Призванные ими в Моравию из Византии Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык не только богослужебные книги. Мефодий перевел с греческого и первый славянский судебник – «Закон судный людям». Этот «Закон» защищал частную собственность на землю и другие угодья. Особо защищались интересы христианской церкви. Если владелец («господин») села и его жители совершали языческие обряды, то сами поселяне и их имущество переходили церкви, господина же продали в рабство, а полученные за него деньги раздавали нищим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий